Самоделки

Ламповый стереодекодер по мотивам Grundig

февраль - апрель 2015г.

"Ох и стерьва, ты Маруська, ох и стерьва" пел Розенбаум.
Действительно "стерьва" только не "Маруська", а декодер. Как его там? "хрюндиг"!

Возни с ним было не передать, а толку... Началось всё с того, что о ламповом стереодекодере узнал всё на том же немецком сайте Jogis-Roehrenbude. Подкупил он меня своей простой схемой, которую и перерисовал под себя.

Схема лампового стереодекодера

Как видно, ПП диоды заменены на ламповые 6Х2П, а также убрана цепь автоматики "моно-стерео" на лампе EC92 и реле. А весной 2014г. опять-таки на "eBay" в Германии был приобретён этот стереодекодер. Обошёлся мне он тогда в неимоверные 4500 руб. с доставкой. Наша почта постаралась и разболтала контур подавления пилот-тона. Клей в основании контура за долгие годы высох, каркас вывалился и болтался на проводках. Которые благополучно и обломились.

Запечатанная посылка

Запечатанная посылка

Распаковка посылки

Распаковка посылки

Стереодекодер Grundig 6

Стереодекодер Grundig 6

Стереодекодер Grundig 6

Стереодекодер Grundig 6

Монтаж

Монтаж

Сломанный контур

Сломанный контур

Ну ладно, восстановим, сейчас не об этом. Казалось бы, купил, ну так используй в своей конструкции и не парься. Но я наверно не был "я" если бы не захотел повторить тоже в железе. А что в этом декодере самое сложное? Правильно, контуры...

В общем, в голову вбил, что их обязательно надо сделать как в оригинале. т. е. с ферритовыми колпачками. А где их взять? Иметь бы такую волшебную тумбочку, в которой найдётся все, что пожелаешь. Увы, такой по близости не оказалось. Пришлось тащиться на "Митинский радиорынок", кладезь всего и вся. Хотел купить ферритовые кольца с наружным диаметром 20 мм, внутренним 18 мм и высотой 15-20 мм. Ага, размечтался. Что удалось найти, так это импортные ферритовые чашки, что-то вроде Ч22 и ферритовые кольца PC40. Да, наружный диаметр у этих колец 20 мм, а вот внутренний 10 мм и высота 10 мм. Ну ладно, взял то, что есть. Также купил ферритовые стерженьки Ø 5 мм и длиной 31 мм, тоже импортные, для настройки контуров. Ну и начались разного рода извращения...

В таком виде всё это конечно не применить, поэтому решил кольца изнутри расточить до внутреннего диаметра 18 мм. А у чашек в центре просверлить отверстие Ø 8 мм. по диаметру каркаса телевизионных контуров. Думаете не получилось? А то! Ещё и не такое брали. Шуруповёрт и алмазные коронки сделали своё дело, но мороки и чёрной грязи - мама не горюй. В общем, сделал 4 комплекта.

Переделка ферритовых колец

Переделка ферритовых колец

Комплект переделанных колец

Комплект переделанных колец

Идея была в том, чтобы приклеить ферритовую чашку к кольцу, чем и получим отдалённое подобие "грюндиковских" ферритовых колпачков, разве только крупнее.

Далее нарезал на каркасах резьбу М8 × 0.75. Из оргстекла сделал колечки. В их отверстиях тоже нарезал резьбу М8 × 0.75 и навинтил их на каркас. Те, что тоньше, используются в качестве щёчек для катушек, а толстые - для крепления самодельного ферритового колпачка.

С сердечниками для настройки тоже пришлось повозиться. Обточил их с края до 4 мм, а в карбонильных сердечниках, которые были в этих каркасах, просверлил глухие отверстия. С помощью эпоксидки склеил карбонильные и ферритовые сердечники. На фото более понятно.

Нарезание резьбы на каркасах

Нарезание резьбы на каркасах

Готовые каркасы и кольца из оргстекла

Готовые каркасы и кольца из оргстекла

Примерка колец

Примерка колец

Примерка ферритовых колпачков

Примерка ферритовых колпачков 1

Примерка ферритовых колпачков

Примерка ферритовых колпачков 2

Общий вид

Общий вид

Ферритовые и карбонильные сердечники

Ферритовые и карбонильные сердечники

Переделка ферритовых и карбонильных сердечников

Переделка ферритовых и карбонильных сердечников

Готовые сердечники

Готовые сердечники

В программе "Kontur32" по номиналам конденсаторов рассчитывал индуктивность катушек для частот 19 и 38 кгц.

Далее делал так: наматывал "от балды" к примеру, 500 вит. проводом Ø 0.14 и при среднем положении сердечника мерил индуктивность. Если мало - подпаивался и наматывал ещё 300. Если оказывалось много, отматывая по 10 - 20 витков, постоянно измеряя индуктивность, подгонял её под расчётную. Собственно, из-за не могу точно написать, сколько витков. Катушки мотал в две секции, разделённых тонким кольцом оргстекла. Это единственные самодельные детали декодера.

Конденсаторы применил 2200 пф и 4700 пф, высоковольтную, китайскую керамику. Остальные - то, что нашёл в закромах, не брезгая откровенным старьём. Макет, как ни как.

Систему автомата "моно-стерео", которая в оригинале реализована на лампе EC92 и реле, решил пока не делать. Лишь бы вообще что-нибудь заработало.

Одна из катушек стереодекодера

Одна из катушек стереодекодера

Монтаж стереодекодера

Монтаж стереодекодера

Включил, "закурил" резистор 330 ом. Тьфу ты. Каплей припоя коротнул с ножки контура L6C8 на шасси. Перепаял сие место. Резистор остался жив, не стал его менять. Опять включаю. И что? А ничего! Играет, но в моно. Да я, честно говоря, этого и ожидал. Сколько я ни крутил сердечники контуров, так ничего и не добился. Думал, может в монтаже где ошибся? Да нет, вроде всё нормально. Ну ладно, отрицательный опыт - тоже опыт.

Далее решил делать как в стереодекодере радиолы "Симфония". Там ферритовые чашки Ч18 заключённые в пластмассовые боксы с подстроечными сердечниками. Как это сделать со своими Ч22? Таких боксов у меня нет, только всё те же телевизионные контуры. Что бы не поганить новые, решил делать на этих же, которые с резьбой. Всё равно они уже никуда не годятся, как только на выброс.

Нашёл пластмассовые трубочки с внешним 6 мм и внутренним 4 мм. Нарезал на них резьбу М6 × 0.75 (именно такая внутренняя резьба в телевизионных контурах) и назовём их соединительной муфтой. Центральные отверстия ферритовых чашек расточил до 6 мм, что бы они свободно одевались на соединительную муфту. Ну а дальше просто каркас контура распилил по полам. В основную (нижнюю) часть на 3 мм вкрутил соединительную муфту, на неё одел ферритовые чашки с катушкой и сверху закрутил вторую половинку каркаса контура. Выглядит это поэстетичней чем в первом варианте.

Катушки наматываются на стандартных каркасах для чашек Ч22 сначала первичная и поверх неё вторичная обмотки. Для настройки здесь используются ферритовые стерженьки Ø 4 мм и длинной 40 мм, которые я разрезал по полам. Точно так же, как и в первом варианте, просверлил глухие отверстия 4 мм в карбонильных сердечниках и эпоксидкой вклеил ферритовые стерженьки. Их, кстати, немного пришлось обточить, что бы они свободно двигались внутри соединительной муфты.

Трубки для изготовления соединительных муфт

Трубки для изготовления соединительных муфт

Готовые соединительные муфты

Готовые соединительные муфты

Ферритовые чашки с расточенными отверстиями

Ферритовые чашки с расточенными отверстиями

Примерка муфт с чашками

Примерка муфт с чашками

Изготовление сердечников для настройки

Изготовление сердечников для настройки

Общий вид контуров

Общий вид контуров

Ну что же, промучившись с подбором индуктивности, каждый раз разбирая всю конструкцию и отматывая часть витков, подогнал таки. Однако при настройке изменение индуктивности получилось крайне небольшое. Подозреваю, что из-за магнитной замкнутости всего сердечника. И ещё она (индуктивность) очень сильно зависела от степени стягивания (сжимания) всей конструкции, что очень напрягало. Решил ввести зазор меж ферритовых чашек, приклеив в середине "шайбу" из малярного скотча. Индуктивность уменьшилась и пришлось опять перематывать катушки, подбирая витки. И что? Да опять ничего! Моно и всё тут.

Попробовал сделать катушки вообще без этих ферритовых чашек. Тоже ничего. Потом сделал каркасы под секционированную намотку. Всё туда же.

Одна из катушек стереодекодера

Одна из катушек стереодекодера вариант 2

Изготовление каркасов для секционированной намотки

Изготовление каркасов для секционированной намотки

Каркасы для секционированной намотки

Каркасы для секционированной намотки

Ну всё, пас. Сдаюсь нафиг! Сижу просто слушаю "радио Джаз". И тут... вроде как саксофон слева громче звучит, а справа ему "trumpet" отзывается. М-м? Не понял... Покрутил контур 19 кгц, саксофон стал справа, а труба слева. Ничего не пойму. Ну-ка ну-ка, что там у нас? Покрутив все катушки, на слух добился вполне себе стерео... Ничего, честно говоря, не понял. Пошёл книжку Годинара (это которая МРБ-865) про стереодекодеры читать.

На следующий день дай, думаю, опять послушаю. Включаю, а там опять моно. Блин, что ж такое-то? С прошлого включения система просто стояла, я ничего не делал. Мистика какая-то... И опять, пока слушал "радио Джаз" потихоньку стало появляться стерео. И тут в голове "стрельнуло", а не в кондёрах ли дело? Поменял в контурах китайскую высоковольтную керамику на плёнку и всё встало на свои места. Видимо у тех конденсаторов была не хилая температурная зависимость. А я тут феррит пилю-строгаю. Ну, в общем, на первых порах стерео было. Переделывать контура опять с ферритовыми чашками пока не стал.

Дальше встал вопрос с настройкой декодера. Для этого использовал купленную, ещё в 2006г. забавы ради, радиоконструктор "музыкальная студия" фирмы "Rakon".

Музыкальная студия вид спереди

Музыкальная студия вид спереди

Музыкальная студия вид слева

Музыкальная студия вид слева

Музыкальная студия вид сверху

Музыкальная студия вид сверху

Музыкальная студия вид справа

Музыкальная студия вид справа

Фактически это FM передатчик на микросхеме BA1404 с цифровой шкалой и управляемый микроконтроллером. Вот его схема. Прошу прощения за помятый от времени вид.

На компьютере в программе "Audaсity" сделал звуковые файлы с записями сигналов тона 2500 гц. Один с сигналом в одном канале, другой с сигналом в другом канале. Записал их на флешку, которую вставил в свой КПК и от него гнал сигнал на эту самую "студию", а та свою очередь в эфир. Надеюсь, я этим никому не помешал.

Настроив свой ламповый "тюнер" на свою же "радиостанцию" пробовал настроить максимальное разделение стереоканалов. Увы, здесь всё не так однозначно. Самое максимальное, что мне тогда удалось выжать - 15-18 дб разделения. При том, что в той же книге Годинара приводились значения в 40 дб! К тому же на качество стерео, как в этих умных книжках пишут, влияет и качество настройки УПЧ. Хотя, если просто слушать музыку, то, в общем-то ничего.

Таким образом, вопрос настройки этого "конгломерата" сильно расширился. Пока что для себя отметил, что в катушках стереодекодера надо стараться сделать как можно большую добротность, конденсаторы использовать плёночные. А пока, забив на всё, слушал "радио Джаз" с тем, что получилось.

Приёмный агрегат со стереодекодером

Приёмный агрегат со стереодекодером

Приёмный агрегат со стереодекодером

Приёмный агрегат со стереодекодером

Хотелось уже, наконец, по сумерничать, то есть посидеть в темноте при свете ламп. Заменил яркий 6Е3П на подсевший 6Е1П. 4ГД-28 заменил на колонки 15АС-404. Тут совсем коротенькое видео. Увы, ничего толком не видно и... неслышно (в плане стерео). Камера то пишет звук в моно.
Разбирая свои фото к данному материалу, наткнулся на ещё одно видео прослушиваиния "радио Джаз". Чесслово, так крепко про него забыл, что даже удивился, когда увидел его. Звук, конечно "ужасть".

Что же в итоге? Пустой возьни оказалось много, но как говориться, если не работает голова, пусть работают руки... или ноги. В общем, какое-никакое но "стерьва" есть. Оставлю всё пока так, а там как ума поднаберусь, вернусь к этому вопросу. Теперь хотелось бы отвлечься от всего этого и подняться ещё повыше, в область 88-108 Мгц. т. е. изготовления УКВ блока.
С уважением, Юрий.