Ламповый стереодекодер по мотивам Grundigфевраль - апрель 2015г. "Ох и стерьва, ты Маруська, ох и стерьва" пел Розенбаум. Возни с ним было не передать, а толку... Началось всё с того, что о ламповом стереодекодере узнал всё на том же немецком сайте Jogis-Roehrenbude. Подкупил он меня своей простой схемой, которую и перерисовал под себя. |
Как видно, ПП диоды заменены на ламповые 6Х2П, а также убрана цепь автоматики "моно-стерео" на лампе EC92 и реле. А весной 2014г. опять-таки на "eBay" в Германии был приобретён этот стереодекодер. Обошёлся мне он тогда в неимоверные 4500 руб. с доставкой. Наша почта постаралась и разболтала контур подавления пилот-тона. Клей в основании контура за долгие годы высох, каркас вывалился и болтался на проводках. Которые благополучно и обломились. |
Ну ладно, восстановим, сейчас не об этом. Казалось бы, купил, ну так используй в своей конструкции и не парься. Но я наверно не был "я" если бы не захотел повторить тоже в железе. А что в этом декодере самое сложное? Правильно, контуры... В общем, в голову вбил, что их обязательно надо сделать как в оригинале. т. е. с ферритовыми колпачками. А где их взять? Иметь бы такую волшебную тумбочку, в которой найдётся все, что пожелаешь. Увы, такой по близости не оказалось. Пришлось тащиться на "Митинский радиорынок", кладезь всего и вся. Хотел купить ферритовые кольца с наружным диаметром 20 мм, внутренним 18 мм и высотой 15-20 мм. Ага, размечтался. Что удалось найти, так это импортные ферритовые чашки, что-то вроде Ч22 и ферритовые кольца PC40. Да, наружный диаметр у этих колец 20 мм, а вот внутренний 10 мм и высота 10 мм. Ну ладно, взял то, что есть. Также купил ферритовые стерженьки Ø 5 мм и длиной 31 мм, тоже импортные, для настройки контуров. Ну и начались разного рода извращения... В таком виде всё это конечно не применить, поэтому решил кольца изнутри расточить до внутреннего диаметра 18 мм. А у чашек в центре просверлить отверстие Ø 8 мм. по диаметру каркаса телевизионных контуров. Думаете не получилось? А то! Ещё и не такое брали. Шуруповёрт и алмазные коронки сделали своё дело, но мороки и чёрной грязи - мама не горюй. В общем, сделал 4 комплекта. |
Идея была в том, чтобы приклеить ферритовую чашку к кольцу, чем и получим отдалённое подобие "грюндиковских" ферритовых колпачков, разве только крупнее. Далее нарезал на каркасах резьбу М8 × 0.75. Из оргстекла сделал колечки. В их отверстиях тоже нарезал резьбу М8 × 0.75 и навинтил их на каркас. Те, что тоньше, используются в качестве щёчек для катушек, а толстые - для крепления самодельного ферритового колпачка. С сердечниками для настройки тоже пришлось повозиться. Обточил их с края до 4 мм, а в карбонильных сердечниках, которые были в этих каркасах, просверлил глухие отверстия. С помощью эпоксидки склеил карбонильные и ферритовые сердечники. На фото более понятно. |
В программе "Kontur32" по номиналам конденсаторов рассчитывал индуктивность катушек для частот 19 и 38 кгц. Далее делал так: наматывал "от балды" к примеру, 500 вит. проводом Ø 0.14 и при среднем положении сердечника мерил индуктивность. Если мало - подпаивался и наматывал ещё 300. Если оказывалось много, отматывая по 10 - 20 витков, постоянно измеряя индуктивность, подгонял её под расчётную. Собственно, из-за не могу точно написать, сколько витков. Катушки мотал в две секции, разделённых тонким кольцом оргстекла. Это единственные самодельные детали декодера. Конденсаторы применил 2200 пф и 4700 пф, высоковольтную, китайскую керамику. Остальные - то, что нашёл в закромах, не брезгая откровенным старьём. Макет, как ни как. Систему автомата "моно-стерео", которая в оригинале реализована на лампе EC92 и реле, решил пока не делать. Лишь бы вообще что-нибудь заработало. |
Включил, "закурил" резистор 330 ом. Тьфу ты. Каплей припоя коротнул с ножки контура L6C8 на шасси. Перепаял сие место. Резистор остался жив, не стал его менять. Опять включаю. И что? А ничего! Играет, но в моно. Да я, честно говоря, этого и ожидал. Сколько я ни крутил сердечники контуров, так ничего и не добился. Думал, может в монтаже где ошибся? Да нет, вроде всё нормально. Ну ладно, отрицательный опыт - тоже опыт. Далее решил делать как в стереодекодере радиолы "Симфония". Там ферритовые чашки Ч18 заключённые в пластмассовые боксы с подстроечными сердечниками. Как это сделать со своими Ч22? Таких боксов у меня нет, только всё те же телевизионные контуры. Что бы не поганить новые, решил делать на этих же, которые с резьбой. Всё равно они уже никуда не годятся, как только на выброс. Нашёл пластмассовые трубочки с внешним 6 мм и внутренним 4 мм. Нарезал на них резьбу М6 × 0.75 (именно такая внутренняя резьба в телевизионных контурах) и назовём их соединительной муфтой. Центральные отверстия ферритовых чашек расточил до 6 мм, что бы они свободно одевались на соединительную муфту. Ну а дальше просто каркас контура распилил по полам. В основную (нижнюю) часть на 3 мм вкрутил соединительную муфту, на неё одел ферритовые чашки с катушкой и сверху закрутил вторую половинку каркаса контура. Выглядит это поэстетичней чем в первом варианте. Катушки наматываются на стандартных каркасах для чашек Ч22 сначала первичная и поверх неё вторичная обмотки. Для настройки здесь используются ферритовые стерженьки Ø 4 мм и длинной 40 мм, которые я разрезал по полам. Точно так же, как и в первом варианте, просверлил глухие отверстия 4 мм в карбонильных сердечниках и эпоксидкой вклеил ферритовые стерженьки. Их, кстати, немного пришлось обточить, что бы они свободно двигались внутри соединительной муфты. |
Ну что же, промучившись с подбором индуктивности, каждый раз разбирая всю конструкцию и отматывая часть витков, подогнал таки. Однако при настройке изменение индуктивности получилось крайне небольшое. Подозреваю, что из-за магнитной замкнутости всего сердечника. И ещё она (индуктивность) очень сильно зависела от степени стягивания (сжимания) всей конструкции, что очень напрягало. Решил ввести зазор меж ферритовых чашек, приклеив в середине "шайбу" из малярного скотча. Индуктивность уменьшилась и пришлось опять перематывать катушки, подбирая витки. И что? Да опять ничего! Моно и всё тут. Попробовал сделать катушки вообще без этих ферритовых чашек. Тоже ничего. Потом сделал каркасы под секционированную намотку. Всё туда же. |
Ну всё, пас. Сдаюсь нафиг! Сижу просто слушаю "радио Джаз". И тут... вроде как саксофон слева громче звучит, а справа ему "trumpet" отзывается. М-м? Не понял... Покрутил контур 19 кгц, саксофон стал справа, а труба слева. Ничего не пойму. Ну-ка ну-ка, что там у нас? Покрутив все катушки, на слух добился вполне себе стерео... Ничего, честно говоря, не понял. Пошёл книжку Годинара (это которая МРБ-865) про стереодекодеры читать. На следующий день дай, думаю, опять послушаю. Включаю, а там опять моно. Блин, что ж такое-то? С прошлого включения система просто стояла, я ничего не делал. Мистика какая-то... И опять, пока слушал "радио Джаз" потихоньку стало появляться стерео. И тут в голове "стрельнуло", а не в кондёрах ли дело? Поменял в контурах китайскую высоковольтную керамику на плёнку и всё встало на свои места. Видимо у тех конденсаторов была не хилая температурная зависимость. А я тут феррит пилю-строгаю. Ну, в общем, на первых порах стерео было. Переделывать контура опять с ферритовыми чашками пока не стал. Дальше встал вопрос с настройкой декодера. Для этого использовал купленную, ещё в 2006г. забавы ради, радиоконструктор "музыкальная студия" фирмы "Rakon". |
Фактически это FM передатчик на микросхеме BA1404 с цифровой шкалой и управляемый микроконтроллером. Вот его схема. Прошу прощения за помятый от времени вид. На компьютере в программе "Audaсity" сделал звуковые файлы с записями сигналов тона 2500 гц. Один с сигналом в одном канале, другой с сигналом в другом канале. Записал их на флешку, которую вставил в свой КПК и от него гнал сигнал на эту самую "студию", а та свою очередь в эфир. Надеюсь, я этим никому не помешал. Настроив свой ламповый "тюнер" на свою же "радиостанцию" пробовал настроить максимальное разделение стереоканалов. Увы, здесь всё не так однозначно. Самое максимальное, что мне тогда удалось выжать - 15-18 дб разделения. При том, что в той же книге Годинара приводились значения в 40 дб! К тому же на качество стерео, как в этих умных книжках пишут, влияет и качество настройки УПЧ. Хотя, если просто слушать музыку, то, в общем-то ничего. Таким образом, вопрос настройки этого "конгломерата" сильно расширился. Пока что для себя отметил, что в катушках стереодекодера надо стараться сделать как можно большую добротность, конденсаторы использовать плёночные. А пока, забив на всё, слушал "радио Джаз" с тем, что получилось. |
Хотелось уже, наконец, по сумерничать, то есть посидеть в темноте при свете ламп. Заменил яркий 6Е3П на подсевший 6Е1П. 4ГД-28 заменил на колонки 15АС-404. Тут совсем коротенькое видео. Увы, ничего толком не видно и... неслышно (в плане стерео). Камера то пишет звук в моно. Что же в итоге? Пустой возьни оказалось много, но как говориться, если не работает голова, пусть работают руки... или ноги. В общем, какое-никакое но "стерьва" есть. Оставлю всё пока так, а там как ума поднаберусь, вернусь к этому вопросу. Теперь хотелось бы отвлечься от всего этого и подняться ещё повыше, в область 88-108 Мгц. т. е. изготовления УКВ блока. |