Ламповый стереодекодер "Vust"октябрь 2020г. Ещё в 2015г. когда у меня было серьёзное "помешательство" на постройке лампового FM тюнера, купил себе неоднократно уже упомянутую здесь книжку К. Годинар "стереофоническое радиовещание" МРБ-865. Естественно, тогда меня привлекла там практическая конструкция стереодекодера на лампах, как там написано "разработанного в Vust Прага". Схема этого декодера на лампе ECF82 описана на стр. 84-86, а конструкция и налаживание на стр. 176-179. Был интерес собрать её и тогда, особенно из-за нетрадиционной схемы электронного переключателя, в качестве которого используется, как там написано, "перекрёстный модулятор (чехословацкий патент)". Но, как всегда, желание постройки было отбито непонятным описанием конструкцией катушек. Что за "феррокарт"? Наши обычные ферритовые чашки? Какая их магнитная проницаемость? Как они настраиваются? Винтовым ферритовым сердечником? Где ж ещё такие найти? В общем, одни вопросы без ответов. Описание настройки - тоже одни "очепятки". По прошествии времени, опять-таки от нечего делать решил все таки собрать его. А катушки решил делать как обычно, на "телевизионных" контурах. Схему, как водится, перерисовал под свой манер. |
Полигоном для испытаний будет служить многострадальный "Фишер". Соответственно, встала проблема запихнуть сей декодер в те размеры, которые имеет тамошний декодер. Ну ладно, что в первый раз что ли. Опять несколько дней посидев за "SprintLayout" двигая макросы и так и эдак, вроде запихнул. Конструкция контуров примерно как и в "Dynaco" с той лишь разницей, что у обоих ферритовых чашек просверлены отверстия Ø 8 мм под каркас контура. |
Таким образом, вся катушка помещается в ферритовый бокс. Как мне казалось, что всё это даст повышение добротности контура. Но при испытании оказалось, что ничего толком это не даёт. Даже специально решил проверить их АЧХ с помощью своего USB осциллографа. |
Как видите, ничего выдающегося. Полоса пропускания чересчур широкая. Разделение каналов было в районе 12 дб, а то может и меньше, хотя именно из описания этой конструкции взялась эта заветная цифра в 40 дб разделения. Подозреваю, что это возможно при подаче сигнала напрямую от стереокодера на стереодекодер и для одного тона. Решил попробовать заменить эти контуры на взятые из стереодекодера радиолы "Симфония". Естественно, пришлось их переделать. В основаниях боксов по центру уже были отверстия, которые рассверлил до диаметра 3.3 мм и нарезал в них резьбу М4. Сие нужно для крепления этих боксов к шасси. Длина винтов для них укорочена до размера толщины боксов и составляет примерно 2.5 мм. Иначе внутри торец винта будет упираться в ферритовую чашку. |
Предварительно всё очистил, смотал старые обмотки, удалил штырьки. Вплавил новые штырьки, как мне нужно и посмотрел, как всё будет выглядеть на шасси. |
Потом намотал катушки, уже не помню, что-то около 300 витков провода 0.1 мм. В основаниях просверлил небольшие отверстия для выводов катушек. Потом всё собрал воедино. Тут не обошлось без происшествия. На одном ферритовом сердечнике сломалось пластмассовое основание. Оно и до этого по шлицу уже было треснуто, а потом и в конец развалилось. Что ж, старость не в радость. Пришлось и его переделывать. Точнее сделал для обоих контуров из латунного прутка Ø 5 мм, благо нашлась и соответствующая плашка для резьбы М5 × 0.5. Ферритовые сердечники с помощью эпоксидки приклеены к латунным. |
Теперь можно уже заняться и настройкой. Подобрав конденсаторы, решил опять посмотреть АЧХ контуров. В контуре 19 кгц ёмкости получились по 1500 пф с обоих сторон. В контуре 38 кгц со стороны анода - 470 пф, со стороны перекрёстного детектора - 360 пф. Стало немного получше. "F1" и "F2" в окне USB-осциллографа показывают частоты, на которых расположены белые вертикальные метки, а "dF", соответственно, полосу пропускания. На третьем фото АЧХ корректирующей цепи, которая стоит на входе декодера. В принципе, здесь всё, как и в описании. Имеется некоторый подъём частот до 53 кгц и ослабление на третьей гармонике (114 кгц) поднесущей частоты. |
Декодер решил проверять напрямую с помощью стереокодера, который вделал в свой самодельный испытательный стенд. Хотел пока исключить УПЧ так сказать для чистоты эксперимента. На один из входов стереокодера сначала подавал сигнал 1000 гц, как рекомендовано в описании и настраивал контура на слух по минимуму, где сигнала быть не должно. Хотелось бы отметить, что такая конструкция контуров оказалось очень чувствительна к положению сердечников. Даже простое прикосновение к ним уже влияло на степень разделения, не говоря уже про вращение сердечника. Уже пол оборота значительно меняло степень разделения каналов. Но, тем не менее, похвалиться всё равно нечем. Настроив на слух максимальное разделение, подал сигнал на свой ноутбук. Записал его в программе "Audacity" и с помощью тамошнего анализатора спектра получил, где сигнал должен быть примерно -2.6 дб, а там, где не должно быть -28.7 дб. Получается разделение 26 дб? До заветной "сороковки" не дотягиваем, но это ещё куда ни шло. На 10 кгц вообще тихий ужас, где сигнал должен быть примерно -6 дб, а там, где не должно быть -14 дб. Итого 8 дб разделения. Позор! |
Потом таким же образом решил погонять музыку. В той же "Audacity" создал MP3 файл, где в правом и левом канале играют разные мелодии. Загрузил этот файл на смартфон, а уже со смартфона гнал на связку "стереокодер-стереодекодер". Сначала в стереокодере плавно поднимал уровень одного канала, потом и второго, так что играли одновременно две мелодии. Потом по очереди понижал уровни до нуля. Что получалось, можно послушать здесь. Конечно, слышно, как из одного канала пролезает в другой, особенно на ударных. Но когда играют две мелодии одновременно, пролезание вроде не так заметно. Хотя мозгу от такого созвучия явно не комфортно. Мда... думал, перекрёстный детектор будет лучше. Ан нет. Хотя я опять, может, где-нибудь напортачил. В конце концов, я не занимался подборкой деталей в этом узле по "одинаковости" что было, то и влепил. И наверняка имеются перекосы балансировки. А может, полоса пропускания контуров великовата. Пока оставлю до лучших времён. |